Сюрреализм - не партия, не ярлык, а единственное в своем роде состояние духа, не скованное ни лозунгами, ни моралью. Сюрреализм - полная свобода человеческого существа и право его грезить. Я не сюрреалист, я - сюрреализм
(Сальвадор Дали)


 



Эстетика сюрреализма
Направление сюрреализма, возникшее на почве фрейдизма, художественно – эстетических идей интуитивизма, художественных находок метафизической живописи и дадаизма, стало одним из влиятельнейших и сильных в двадцатом веке. Возникнув во Франции, сюрреализм молниеносно распространился по всему миру. Теоретики и практики этого направления искусства опирались на герметизм, на фрейдизм, философию интуитизма и прочие восточные оккультные и мистико-религиозные учения. Многие положения теории сюрреализма довольно близки к дзэн – буддистским идеям. В истории искусства своими предшественниками сюрреалисты по праву считали немецких поэтов-романтиков девятнадцатого века Лотремона и Рембо, которые «подготовили почву» для появления Апполинера и Дж. Де Кирико (создателя метафизической живописи). Сюрреалисты продолжили развивать многие из приемов, способов и форм художественного выражения, а так же скандальные формы и способы эпатажа, шокирующие обывателя. Этими приёмами часто пользовались дадаисты, что вполне закономерно, так как после 1922 года многие их них влились в ряды сюрреалистов. Молодые поэты А. Бреттон, Л. Аргон, и Ф. Супо в 1919 году основали журнал « Litterature». В нём была напечатана «Магнитные поля» - первая сюрреалистическая книга Супо и Бреттона. В 1922 году у Бреттона возникла идея: термин «сюрреализм» использовать для обозначения движения сюрреалистов. А в 1924 голу им же был опубликован «Манифест сюрреализма», где была изложена эстетика этого течения в искусстве. Кстати, она просматривается и в других программных сочинениях А. Бреттона.

Сюрреалисты взывали общество к освобождению своего человеческого «Я» от оков морали, логики, разума, сциентизма, традиционной эстетики, государственности. Всё это они считали «уродливым» порождением буржуазной цивилизации. По мнению сюрреалистов, подлинные истины бытия скрыты в сфере бессознательного, а поэтому целью искусства является вывести их оттуда и выразить в произведениях.

Андре Бретон



В 1919 году в одном из литературных журналов было опубликовано сочинение Андре Бретона и Филиппа Супо «Магнитные поля»...

На правах рекламы