Сюрреализм - не партия, не ярлык, а единственное в своем роде состояние духа, не скованное ни лозунгами, ни моралью. Сюрреализм - полная свобода человеческого существа и право его грезить. Я не сюрреалист, я - сюрреализм
(Сальвадор Дали)


 



Логика пространства в искусстве Эшера
Художник из Голландии Мориц Корнилис Эшер, создал очаровательные и уникальные работы, с использованием математических идей. Те отношения, которые создаются между физическими объектами, обычны в реальном мире, а при нарушении их, возникает видимая реальность, которая не имеет логического объяснения, это реальность называется оптическая иллюзия. Экспериментирующие с логикой пространства, большинство художников, основываясь на своей интуиции, изменяют отношения между объектами, как, например, великий Пикассо. Эшер, понимая, что логика пространства определяет геометрию и геометрия определяет логику пространства. Одна из часто используемых особенностей логики пространства – это игра тени и света на вогнутых выпуклых и объектах. На литографии "Куб с полосками" визуальным ориентиром расположения полосок в пространстве и переплетения их с кубом являются выступы на лентах. Если верить своим глазам, то никогда нельзя поверить тому, что изображено на этой картине. Еще одно восприятие движения и пространства - логики пространства, является перспектива. Эффект перспективы, присутствующий в рисунках выделяют точки исчезновения, которые показывают глазу как бы бесконечность пространства. Во времена возрождения художниками Дизаргом и Альберти, и другими, началось изучение особенностей перспективы. В основу современной геометрии проекций легли их выводы и наблюдения. Изменяя, немного детали, вводя дополнительные точки исчезновения, для достижения нужного эффекта композиции, Эшер изобразил картины, в которых изменяется ориентация деталей, в зависимости от того, как посмотреть на эту картину зрителю. Художник разместил пять точек исчезновения - на картине «Cверху и cнизу» в центре и по углам этой картины. Если смотреть на нижнюю часть картины, то у смотрящего эту картину, создается впечатление, что он смотрит вверх. Если же делать наоборот и взгляд перенести на верхнюю половину картину, то покажется, что смотрит вниз. Для того чтобы подчеркнуть этот эффект, Эшер изобразил в одной и той же композиции два вида. Есть третий тип картин - это «невозможные фигуры», с нарушенной логикой пространства. Еще одна ситуация не имеющая логического объяснения невозможных фигур основана на том, что мозг человека всегда пытается представить нарисованные двухмерные рисунки на бумаге, как трехмерные. Эшер, используя эту аномалию, создал много работ. Одна из них литография «Водопад» - наиболее интересная работа, она основана на фигуре невозможного треугольника, которую придумал один из талантливейших физиков-теоретиков нашего времени Роджер Пенроуз. В этой работе в единую невозможную фигуру соединены два невозможных треугольника. Глядя на картинку, создается впечатление, что водопад, работающей по типу вечного двигателя, является замкнутой системой, нарушая закон сохранения энергии. Интересны и многогранники, которые установлены на башнях водопада.

Андре Бретон



В 1919 году в одном из литературных журналов было опубликовано сочинение Андре Бретона и Филиппа Супо «Магнитные поля»...

На правах рекламы