Сюрреализм - не партия, не ярлык, а единственное в своем роде состояние духа, не скованное ни лозунгами, ни моралью. Сюрреализм - полная свобода человеческого существа и право его грезить. Я не сюрреалист, я - сюрреализм
(Сальвадор Дали)


 



Джексон Поллок
Джексон Поллок женился в 1944 году на Ли Краснер, после чего супружеская пара переехала в Ист Хэмптон, в Спрингс. Там они купили двухэтажный фермерский дом, типичный для той местности. Рядом с домом находился сарай, в котором супруги Поллок организовали мастерскую. 1947 год знаменателен в жизни Поллок тем, что он изобрёл новую технику и начал работать на холстах, имеющих огромный размер, расстилая их на полу и разбрызгивая краску с кисти, не касаясь ими поверхности холста. Такую технику впоследствии стали называть разбрызгиванием или капанием, хотя сам Поллок предпочитал называть её льющейся техникой. Это новшество в изобразительном искусстве послужило поводом к закреплению за художником клички Jack the Dripper (Джека Разбрызгивателя). Полок утверждал, что его живопись никоим образом не связана с общепринятым в среде художников мольбертом. Он предпочитал прибивать холст к полу или к стене. Это было связано с тем, что Джексон должен был чувствовать твёрдую поверхность и её сопротивление. На полу этого можно было достигнуть легче.

Такая манера письма позволяла автору быть ближе к живописи и ощущать себя её частью. Полок ходил вокруг своей работы, работал со всех четырёх сторон и даже заходил внутрь того, что уже успел изобразить. Он предпочитал в качестве инструментов совки, ножи, палочки, льющуюся краску, а иногда смесь краски с битым стеклом, песком или чем-то другим. А когда художник оказывался внутри живописи, он и вовсе не осознавал, что он делал. Понимание приходило позже. Дело в том, что Джексону неведомо было чувство страха перед разрушением или изменениями образа, так как он считал, что его картины живут своей собственной жизнью. Он просто помогал ей выйти наружу. Когда же случалось, что Полок терял контакт с картиной, на его полотне царили грязь и беспорядок. А когда он достигал задуманного, и это происходило в тесной связи с тем, что художник изображал, тогда проявлялась чистая гармония. Поллок был знаком с песчаной живописью, которая является ритуальным обычаем индейцев, живущих в Навахо. Они владеют мастерством создавать картины из песка. На его технику разбрызгивания повлияли Ороско и Ривера, а также сюрреалистический автоматизм. Поллок отличался конкретностью идей создания картин и сочетанием неуправляемого с управляемым. Швыряя, бросая и брызгая, он энергично двигался вокруг холста, будто танцуя. Останавливался он только тогда, когда достигал того, что хотел увидеть.

Читайте продолжение
Андре Бретон



В 1919 году в одном из литературных журналов было опубликовано сочинение Андре Бретона и Филиппа Супо «Магнитные поля»...

На правах рекламы