Сюрреализм - не партия, не ярлык, а единственное в своем роде состояние духа, не скованное ни лозунгами, ни моралью. Сюрреализм - полная свобода человеческого существа и право его грезить. Я не сюрреалист, я - сюрреализм
(Сальвадор Дали)


 


Скульптура в сюрреализме
Сюрреалистический объект, Сальвадор Дали называл его «объектом символической функции», носит название «символического объекта».

Такое название предполагает, прежде всего, иное соотношение объекта и его значения, нежели в дадаизме. В объекте дадаизма его значение исчерпывается знаком. Проще говоря, значение нивелируется до знаменитых понятий дадаизма, наподобие таких, как «дыра, пустота, ничто». При этом, по словам дадаистов, знак становится «внесмысленным», т.е. бессмысленным. Таким образом в дадаизме ведущим было понятие означающего. Такое главенствующее положение знака в дадаизме утвердилось на практике посредством интереса к готовому предмету как к его пластическому эквиваленту.

А вот в сюрреализме понятия «означаемое» и «означающее» разведены. Сюрреалистический объект не является уже знаком. Это, скорее всего, символ, значение которого до конца неисчерпаемо и весьма глубоко. Внешняя его форма - суть определенная информационная структура, происходящая из мира воображения. Ее содержание отделено длинным лабиринтом подсознательных индивидуальных ассоциаций от значения внешней формы и лишено прямого смысла. В сюрреализме и знак, и его значение не дают окончательного ответа. Они всего лишь провоцируют сознание на поиски ответов, которые, будучи найденными, вряд ли могут быть верными, так как цель сюрреалистов заключается в том, чтобы «привести разум в замешательство».

«Обманчивость», обескураживающая и созвучная с традицией народной небывальщины, свойственна в сюрреализме большинству «объектам символической функции». Объект в раме «Портрет балерины» Х. Миро (1928) – один из них.

Андре Бретон



В 1919 году в одном из литературных журналов было опубликовано сочинение Андре Бретона и Филиппа Супо «Магнитные поля»...

На правах рекламы