02.01.2013
В современном искусстве сюрреализм является ведущим течением
Сюрреалисты творчество рассматривают под особым углом, считая, что:
- каждый отдельно взятый человек, является творцом, создателем, по крайней мере, в детском возрасте таковым был, повзрослев – приобретает страх или попросту ленится;
- только иррациональность заслуживает доверия в изобразительном искусстве;
- произведения искусства следует создавать, пока бессознательные образы еще живы и не разбежались по углам человеческой памяти, пока рассудок свободен от реальности – спросонья;
- лучшие сюрреалистические произведения искусства получаются у представителей племен, которые не постигли еще прелесть цивилизации, у людей, находящихся в клинике для душевнобольных, у медиумов и детей.
Андре Массон таким образом сформулировал предпосылки бессознательного творчества:
- Освобождение разума от рациональных связей и достижение состояния, приближенного к трансу.
- Полное подчинение внутренним инстинктивным неконтролируемым импульсам.
- Работать быстро, насколько возможно, не задерживать свое внимание на осмысление сделанной работы.
Практическое применение сюрреализма, заслуживает особого внимания в отдельных областях творческой деятельности.
В литературе сюрреализм в качестве исходной модели (особенно в лирике) провозглашал скоростную запись слов, навязчивых видений, обрывков фраз во всей их необычной зрелищности, в их необыкновенной взаимоперекличке, причудливой неожиданности – автоматическое письмо. В основе таких литературных произведений лежит непредсказуемость, спонтанность, делающая их не просто трудными в восприятии, но абсолютно нечитаемыми.
Сюрреализм нашел свое место и в кино. В фильме «Андалузский пес» - режиссер Л. Бунюэль, (1928) снято много сюжетов, связанных с жестокостью, устрашением, мало связанных между собой по смыслу и композиции. Западное коммерческое кино быстро подхватило внешнюю сторону сюрреализма, широко применяя его в триллерах и боевиках. В фильмах ужаса Хичкока это получило свое воплощение.
Сюрреалистические тенденции проявились и в документальном кино, в виде парадоксального сочетания фактов и неожиданном монтаже материала. Зритель должен, на основании собственных ассоциаций, составить четкое представление о реальных событиях.